Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. За последние годы увеличилось количество детей, имеющих те или иные речевые нарушения. Поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения дошкольников. В настоящее время формированиеречи у детей, направлено на укрепление здоровья и находит свое отражение в педагогической практике и теории и, в частности, в коррекционной педагогике.
Развитие большинства детей с ОВЗ, в том числе и дошкольников с нарушением речи происходит на фоне сопутствующих соматических заболеваний и функциональных нарушений организма. Поэтому своевременное формирование у детей представлений о здоровом образе жизни мы рассматриваем как условие здоровьесбережения.
Актуальность выбранной мною темы заключается в общепризнанном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а именно ребенка.
Таким образом, целевой установкой воспитания культуры здоровья дошкольников в работе учителя – логопеда является: создание условий для гармоничного развития личности дошкольника, учитывая индивидуальные показатели здоровья детей, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовного, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.
В формирование здорового образа жизни дошкольников большую и неотъемлемую часть играют логопедические занятия. Основными задачами служат приемы сохранение и формирования здоровья, коррекция нарушенных высших психических функций, речевых процессов.
На логопедических занятиях формируются приёмы и методы здоровьесбережения: использование компенсаторных возможностей организма, развития мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика и другие.
К примеру, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики у детей с нарушением речи не только улучшает подвижность артикуляционного аппарата, но и улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, оказывает общеукрепляющее воздействие, нормализует тонус и эластичность и сократительной способности мышц.
Опираясь на труды учёных, значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, и др.).
Дыхательная гимнастикаявляется неотъемлемой частью оздоровительного режима. Как известно, дыхательная гимнастика не только формирует нижнереберно- диафрагмальное дыхание, силу, плавность и длительность выдоха, но и является оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма.
В последнее время в практической работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, получил широкое применениелогопедический массаж. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим воздействием.
Метод релаксации, появившийся за рубежомеще в 30-40 -х. г XX в., направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник, что также способствует расслаблению различных групп мышц. На логопедических занятиях используются релаксационные упражнения по ходу занятия при возникновении у ребенка напряжения или беспокойства. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрироваться на задании, снять возбуждение, что необходимо для коррекции речи. В своей практике мы применяем эти упражнения под классическую музыку.
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. С этой целью используются на занятии игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Немаловажную роль налогопедических занятий я отвожу зрительной гимнастике, которая является основной частью сохранения и укрепления здоровья, улучшает циркуляцию крови, укрепляет мышцы глаз.
Все вышеперечисленные компоненты проводятся мною ежедневно и очень благоприятно влияют на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста.
В логопедической практике совместно с педагогами детского садамы используем нетрадиционный метод работы по развитию коммуникативных умений у детей с нарушениями речи-интерьвьюирование.
Целью данного метода являетсяобучение умениюстроить диалог и устанавливать эмоциональный контакт со сверстниками, а также воспитывать культуру речевого общения. Обучать правильному речевому дыханию при ведении диалога. На индивидуальных занятиях с использованием этого метода дети составляют загадки, потешки, используют инсценировки стихов, в том числе о здоровом образе жизни Дети старшего возраста разыгрывают их в лицах, учатся договаривать фразу в предложении. К примеру, в играх «Что ты скажешь продавцу в магазине?», «Уроки Мойдодыра», «В гостях у Федоры», «Кому что нужно, расскажи?» (по теме «Части тела. Человек. Гигиена»). А также описывают сюжетные картинки и после этого учатся задать вопросы собеседнику, на основе этой деятельности строится диалог. На подгрупповых занятиях в средней группе в игровой форме мы учимся закреплять умение строить диалог в игре «Я — корреспондент», «Интервью», На протяжении всего учебного года, опираясь на лексические темы, чтение художественной литературы мы продолжаем использовать тот метод и с детьми старшего возраста.
На подгрупповых занятиях по обучению грамоте в интересной форме включаем игровые упражнения с использованием диалога, в играх «Мы играем в школу». А также мы проводим работу с семьёй: в целях эффективности и продуктивности данной темы организовываем совместные мероприятия, круглые столы, В зимний период родители составляли рассказ об активном семейном отдыхе на тему: «Мы со спортом дружим!», «Мы за здоровый образ жизни!» Очень интересным для детей была презентация альбома совместных фотографий об активном семейном отдыхе. А в летний период помимо закаливающих процедур, мы уделяем большое значение различным коммуникативным играм с использованием метода интервьюирования.
Я считаю тот метод интересным и продуктивным. На основании данных разработок в следующем учебном году мы планируем разработать проект
«В здоровом теле — здоровый дух!»
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровосберегающих технологий в коррекционной работе логопеда с дошкольниками имеет положительные результаты. Применение элементов педагогики оздоровления способствует личностному, интеллектуальному¸ речевому развитию детей.
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижения уровня коммуникативных умений и навыков (А. Г, Арушанова, О.С Ушакова, Т.А Ткаченко, Ю.В Филлипова, Л.М. Шипицина) все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционной работы и развития речи детей с помощью здоровьесберегающих технологий.
Итак, использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.