Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Кризисы переходного возраста

Дата: 14 мая 2021 в 08:45, Обновлено 26 сентября 2022 в 16:42

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?

Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет)

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

Проявления: всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций.

Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными.

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

Что могут сделать родители?

  1. давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением;
  2. создавая запреты, не делайте их слишком много старайтесь соблюдать спокойствие и терпение;
  3. ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отношения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

Проявления:

  1. Негативизм;
  2. Упрямство;
  3. Строптивость;
  4. Своеволие;
  5. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей);
  6. Протест-бунт;
  7. Обесценивание

Что могут сделать родители?

  • обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса;
  • ведите себя с ребенком, как с равным;
  • попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию»;
  • будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Особенности переживания ребенка в этот период

– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению).

Проявления:

  • Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
  • Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения, возражать.
  • Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
  • Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
  • "Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому".
  • Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

Что могут сделать родители?

1.Предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях.

2.Обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его, если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его предлагайте ребенку способ решения проблемы.

3. Хвалите его в случае успеха - отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)

4. Будьте последовательны в своих требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования - соблюдайте культуру диалога.

5. Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.