Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?
Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.
Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет)
У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.
Проявления: всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций.
Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными.
В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.
Что могут сделать родители?
- давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением;
- создавая запреты, не делайте их слишком много старайтесь соблюдать спокойствие и терпение;
- ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.
Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)
Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отношения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.
Проявления:
- Негативизм;
- Упрямство;
- Строптивость;
- Своеволие;
- Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей);
- Протест-бунт;
- Обесценивание
Что могут сделать родители?
- обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса;
- ведите себя с ребенком, как с равным;
- попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию»;
- будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.
Кризис 7 лет (6-7 лет)
В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.
Особенности переживания ребенка в этот период
– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению).
Проявления:
- Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
- Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения, возражать.
- Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
- Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
- "Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому".
- Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.
Что могут сделать родители?
1.Предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях.
2.Обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его, если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его предлагайте ребенку способ решения проблемы.
3. Хвалите его в случае успеха - отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
4. Будьте последовательны в своих требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования - соблюдайте культуру диалога.
5. Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.