Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Почему у ребенка возникают трудности в произнесении отдельных звуков?

Дата: 31 декабря 2020 в 09:26, Обновлено 21 ноября 2021 в 23:33

Четкая и грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Одна из сторон речи — звукопроизношение, которое лежит в ее основе. Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами артикуляции, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Но у многих детей этот процесс задерживается. У детей старшего дошкольного возраста недостатки речи физиологически не оправданы, но у многих детей те или иные нарушения в произношении остаются на долгие годы и не исчезают без помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что с «возрастом все постепенно пройдет». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются свидетельствует наличие нарушений звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые нарушения произношения звуков, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражается на письме.

Причин неправильного произношения много:

У ребенка может быть укорочена уздечка языка (подъязычная связка). При этом нарушении оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию. Очень часто аномалии прикуса сопровождаются нарушением звукопроизношения.

Одной из распространенных причин нарушения звукопроизношения является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подстраиваясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие неправильного звукопроизношения.

Проблемы с произнесением звуков могут возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной нарушения различных сторон речи, в том числе и фонетической, у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Нарушения звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих.

В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Нарушение произношения может быть следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Кроме того, неблагоприятное течение беременности, родов, действие разнообразных неблагоприятных факторов в раннем возрасте, в последствии, также может отразиться на речи детей.

Зная причины возникновения речевых нарушений, владея сведениями о нормальном речевом развитии можно сделать вывод, что профилактической работой должна начинаться как можно раньше. Основными задачами для всех возрастных групп являются: развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания и памяти.

Используемая литература:

Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Изд-во: Союз, 2005. – 224с.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. Изд-во: Айрис – Пресс, 2007. – 224с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240с.

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пос. для студ. высш. и сред. пед. уч. зав. – М.: Академия, 1999. – 560с.

Подготовила учитель-дефектолог Пискунова О.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.