Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребёнок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.
Задача родителей – вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину неудач ребёнка и помочь ему. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьёзных масштабов, так как, чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет её устранение. А, порой, исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.
Что же должны знать родители о речевом развитии ребёнка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребёнок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребёнком, если вы видите, что он отстаёт от сверстников в речевом развитии или ждать, что «всё произойдёт само собой» или «когда-нибудь он научится говорить»?
Родителям нужно чётко усвоить простую истину: ребёнка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он ещё не научился вам отвечать. Родители, помните – ребёнок запоминает то, что вы говорите, и то, как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем – и связная речь ребёнка.
Речевые проблемы – это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребёнок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нудно бить тревогу, если ребёнок в 2 года и 6 месяцев не строит предложения из трёх-четырёх слов, простые и сложносочиненные.
Для того, чтобы понять, всё ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребёнка.
Примерный возраст |
Умения ребёнка |
4 месяца | Произносит гласные звуки, близкие к [а], [ы], [у], возможно, с сочетанием с согласным [г] (гулит). |
8 месяцев | Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное. |
10 месяцев | Произносит серии одинаковых слогов: «дядядя», «бабаба», «мамама» (лепечет). |
1 год 2 месяца | Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба», «дя» и т.п. Реагирует на своё имя. |
1 год 6 месяцев | «Говорит на своём языке» – произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает, где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и на людях. |
1 год 8 месяцев | Активно произносит двухсложные слова: «тётя», «кися» и т.п. Стремительно растёт словарный запас. |
1 год 10 месяцев | Произносит двухсложные слова или два слога от трехсложных слов («синя» – машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места. |
2 года 2 месяца | Говорит словосочетания типа: «мама Лена». Строит предложения из двух слов: «Мама дай», «Баба ди (иди)». Пытается произносить трёхсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «Положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке». |
2 года 6 месяцев | Произносит простые предложения из трёх-четырёх слов: «Это мой большой мишка», сложносочинённые предложения. Начинает употреблять в речи предлоги. |
3 года | Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе и сложноподчинённые предложения: «Когда папа придёт с работы, мы пойдём гулять». Ребёнок понимает, кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый «кризис трёх лет». Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учится управлять собой, познаёт границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей – проявить терпение и понимание. |
4 года | В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения. |
5 лет | В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия («сидя», «лёжа», «прыгая» и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе, в активную речь входят сложные предлоги («из-за», «из-под» и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо – железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. |
6 лет | Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идёт пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребёнок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. |
Становление правильного звукопроизношения происходит, в основном, в период от года до 5-6 лет. Звуки речи ребёнок осваивает не изолированно, а в составе целых слов, при этом звуковой состав слов постепенно уточняется.
Для совершенствования звукопроизношения ребёнка очень важен слух – от него зависит уточнение артикуляции звука. Уже с двух лет ребёнок может различать звуки речи на слух и пытается подражать этим звукам. В 3-4 года малыш уже может слышать разницу между собственным произношением звука и его произношением взрослыми, что и позволяет ему стремиться исправить свое произношение.
В силу особенностей развития артикуляционного аппарата ребёнок осваивает звуки в разное время. Поэтому ребёнок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста не может овладеть их правильным произношением. Произношением достаточно сложных по артикуляции свистящих ([c], [з], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) звуков ребёнок овладевает в возрасте от 3 до 5 лет. Позднее всего ребёнок овладевает произношением самых сложных по артикуляции звуков – [р] и твёрдого [л]. До этого времени дети, как правило, заменяют эти звуки на более простые по артикуляции.
По мере совершенствования речевого аппарата ребёнка звуки-заменители постепенно усложняются. В этом случае происходит замена артикуляторно сложного звука более простым, но правильно произносимым звуком.
Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение всех без исключения детей несовершенно. Часто это обстоятельство усыпляет бдительность родителей и даже некоторых специалистов, которые всё списывают на возраст и полагают, что до 5-6 лет о правильности звукопроизношения у ребёнка беспокоиться рано.
Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать? Любые недостатки звукопроизношения после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. К этому возрасту ребёнок уже не только должен уметь различать на слух все звуки речи и улавливать возможные недостатки звучания, ему должны быть доступны и все тонкие движения речевых органов, необходимые для произношения самых сложных по артикуляции звуков.
Если к 5-6 годам у ребёнка есть нарушение звукопроизношения, значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе анализаторов. И в более раннем возрасте у ребёнка могут наблюдаться особенности в произношении звуков, которые выходят за пределы возрастных и являются дефектами в полном смысле этого слова. В этом случае вместо обычной для нормального развития речи замены сложного звука на более простой ребёнок может произносить этот звук искажённо, каким-то необычным образом («картавое» произношение [р], «шепелявое» [с] и т.д.).
При нормальном строении артикуляционных органов и нормальной их подвижности такого рода особенности произношения звуков не встречаются, за исключением случаев, когда ребёнок подражает кому-либо из взрослых. И, поскольку подобные дефекты в произношении звуков вызваны специфическими причинами, не рассчитывайте на исчезновение этих дефектов «с возрастом», обращайтесь за помощью к специалистам как можно раньше.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживания из-за разлуки с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а, в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.
Любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка с первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.
***
Чтобы речь ребёнка развивалась правильно и совершенствовалась с каждым днём, используйте:
1. Скороговорки и чистоговорки. Постоянное произношение определённых слов помогает выработать у малыша правильное звукопроизношение. Кроме того, развивает умение слышать и различать звуки устной речи.
2. Различные артикуляционные упражнения. Они направлены на подготовку речевого аппарата ребёнка к чёткому произношению.
3. Живое общение. Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Малышу недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми.
Говорите с ребёнком как можно больше. Не заменяйте слова жестами, возгласами или действиями. Привлекайте ребёнка к называнию предметов или комментированию своих действий. Спрашивайте: «Что ты держишь в ручках?», «Во что ты сейчас играешь?», «Как зовут твоих игрушек?» и т.д. Делайте вид, что не понимаете малыша, когда он указывает пальчиком на вожделенный предмет. Пусть словами скажет, что ему нужно. Разговаривайте с малышом дома, в магазине, на улице. Всегда и везде, где предоставляется такая возможность.
4. Пересказы. Учите ребёнка пересказывать пережитое или прочитанное событие. Интересуйтесь у малыша, как прошёл его день в садике, с кем он играл на детской площадке. Задавайте наводящие вопросы, стимулируя его продолжать свой рассказ. Избегайте сюсюканья, коверкания слов и подражания словечкам малыша. Ребёнок стремится подражать взрослым и поэтому за образец для копирования может взять именно искаженные словечки, произнесённые Вами. Так формируется неправильное звукопроизношение и нарушение речи у детей. Слова должны произноситься одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми. С раннего детства приучайте ребёнка говорить правильно.
5. Чтение. Читайте вместе интересные книжки. Со сказками и историями ребёнок знакомится с Ваших слов, поэтому уделяйте большое внимание собственной интонации и выразительности своей речи. Выделяйте голосом и интонацией речь разных героев. Кроме сказок ребёнку необходимо давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, развивая тем самым его любознательность. Чтение тренирует память малыша, расширяет словарный запас, стимулирует речь и формирует привычку слушать. Нужно учить с ребёнком новые слова, особенно хорошо запоминаются труднопроизносимые и необычные, например, названия динозавров.
6. Упражнения на развитие мелкой моторики кисти рук малыша. Учёными доказано, что развитие детской речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому привлекайте ребёнка к играм с кубиками, пазлами, мозаикой, конструкторами. Сначала это могут быть элементы большого размера, но постепенно их размер должен уменьшаться. Мальчиков можно увлечь навинчиванием гайки на болтик, а девочек – заинтересовать сборкой бусинок.
7. Наберитесь терпения. Если малыш произносит слова или отдельные звуки неправильно, не ругайте его и не муштруйте. Поправьте малыша. Попросите, чтобы он повторил это слово за Вами, и обязательно похвалите его попытку произнести звуки правильно.
***
Кроме того, повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:
- неправильные окончания имён существительных множественного числа родительного падежа («лошадев», «карандашов», «птичков», «стулов»); неодушевленных имён существительных мужского рода в предложном падеже («в носе», «в роте», «в глазе», «на шкафе»);
- изменение по падежам несклоняемых существительных («в пальте», «в кине», «на пианине», «кофею»);
- незнание рода имён существительных («Это моя печенья», «Всю молоко выпил», «один яблок»);
- ошибки в основе глаголов («взяну», «даваю», «ехаю», «бежу», «искаю», «жеваю»);
- неправильная форма сравнительной степени прилагательных («хужее», «твердее», «близее»);
- неправильное склонение числительных («идите по одном», «иди с двоями», «собака с пять щенят», «Курица пришла без два цыплёнка»);
- отсутствие в личных местоимениях начального [н] в косвенных падежах («у ей», «к ему», «с ими»).
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что, когда ребёнок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет её и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.
Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребёнка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребёнка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.
Речевые навыки формируются не за день и, даже, не за месяц. Но только Ваше внимательное отношение к своему ребёнку и ежедневные занятия помогут воспитать у него правильную речь.